Семейная фотка

«Слоги на дороге» — удивительное пособие!

Это сочетание классики сенсомоторных игр («двигаясь и играя, обучаемся») и современных технологий обучения произношению и грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  • Что могут делать наши «Слоги на дороге»? — Позволяют сформировать у ребенка зрительные и слуховые ассоциации на основе символов для поэтапной постановки звуков и обучения правильному произношению.  Создают условия для постановки и автоматизации трудных для ребенка звуков в форме игровых обучающих ситуаций, которые моделируются во время слогового чтения (вместе или вслед за взрослым).
  • Позволяют ввести сюжетные физкультурные минутки и динамические паузы в занятия по коррекции звукопроизношения и воспитанию звуковой культуры речи, обучению грамоте. — В ненавязчивой форме создают у ребенка мотивацию к изучению букв, поддерживают первые попытки чтения и письма (формируют интерес к обведению контуров букв).
  • В форме игровых соревновательных ситуаций отрабатывают у детей умения и навыки чтения слогов со стечениями согласных.
  • Развивают ориентировку на систему дорожных знаков, включают их в опыт двигательной импровизации группы детей, формируют установку на использование в реальной жизни. Подготовка к игре Играть могут от 2 до 5-7 детей (от 3 до 10 лет) вместе со взрослым. Это может быть учитель-логопед, педагог дополнительного образования или воспитатель, родитель.

В их распоряжении:

  • 2 игровых поля (первое — со звонкими согласными и гласными и второе — с глухими согласными и гласными, составляющими слоги: каждое поле состоит из 7 горизонтальных «дорог» и 10 вертикальных «дорожек»),
  • 10 карточек с изображениями дорожных знаков (предписывающие, предупреждающие и др.), • 16 карточек с изображениями-символами «полуфабрикатов» для постановки трудных звуков (свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц), шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) и соноров (Р, Рь, Л, Ль)),
  • 2 набора контурных букв русского алфавита. Машинки и игрушки для передвижения по игровому полю, кубик для определения количества шагов-«передвижений» по нему, песочные часы или секундомер (таймер) для подсчета «скорости движения» дети и взрослые подбирают самостоятельно.

Знакомство с игрой

Взрослый объясняет правила игры: передвигать по игровому полю машинки или игрушки, бросая кубик. На игровом поле написаны слоговые ряды — «пробегая» или «проезжая» по ним, ребенок сначала повторяет вслед за взрослым слог. Объединяет слоги в пары или тройки, в зависимости от цифры, которая выпадает на кубике. Чтение при этом осуществляется «глобально», не побуквенно, а всего слога целиком — на основе зрительного восприятия. Когда первая дорожка пройдена, по секундомеру определяют, за какое время это произошло. Затем привлекают к соревнованию второго и третьего ребенка (или один и тот же ребенок манипулирует разными игрушками). Они вслед за взрослым повторяют те же слоги, еще не умея читать. Однако дети, играя вместе и соревнуясь, начинают их запоминать. Поэтому при прохождении второй и третьей дорожки они уже быстрее ориентируются на знакомые буквы, которые повторяются как по вертикали (гласные), так и по горизонтали (согласные). Появляются элементы аналитического чтения. Скорость чтения тоже увеличивается.

После прохождения 2-3 слоговых рядов «гонки» прекращаются — объявляется победитель соревнований. «Домашний логопед»: «секретики» на слоговых дорожках Ребенку говорят, что среди слоговых дорожек есть места для «секретиков». Они обозначены точками перед слогами. Эти «секретики» сначала нужно разгадать и научиться ими пользоваться, чтобы не «угодить в яму на дороге». Затем ребенку объясняется, каким образом нужно правильно воспроизвести трудный для него звук или его часть (за три-четыре занятия отрабатывается только один звук, не более). «Домашний логопед»: «спасатели» на слоговых дорожках Когда ребенок научится соотносить «секретик» (трудный звук) с пусковой карточкой-символом, то начинается этап автоматизации звука в слоговых рядах. Для этого он по очереди накрывает «яму» (точку) перед слогами нужным символом, взрослый в это время подсказывает слог, который будет следовать за ней. Обучающийся произносит слитно формируемый звук + слог, который услышал. Со второго ряда подсказки взрослого все больше сокращаются, пока ребенок зрительно не начнет соотносить слоги и не запомнит их. Вместо точки все время вставляется автоматизируемый звук. Он отрабатывается в стечениях с согласными и гласными во всех направлениях передвижения: и по горизонтали, и по вертикали, по диагонали (для С, СЬ, Ц, Ш, Ч, Щ — на игровом поле с глухими согласными в паре с гласной (СПА, СПО и т.д.); для З, Зь, Ж, Л, Р — на игровом поле со звонкими согласными в паре с гласной (ЗБА, ЗБО и т.д.)). При этом ребенок получает приз или фишку за то, что придумает или вспомнит слово с заданным слогом (например, СПА — спать, спасать и др.). Затем даются соревновательные задания на скорость движения с песочными часами («успеем или не успеем спасти» игрушки, которые стоят в конце ряда или столбца: от потопа, пожара и т.д.). Задания выполняются 3-5 раз, пока «не спасем всех». Остальные игры увидите в методических рекомендациях…

Автор пособия — Профессор Института детства МПГУ Микляева Н.В.

Закрыть X
Заказать звонок